С недавнего времени мне удалось заполучить статус учащегося, и я не преминул воспользоваться благами, которыми этот статус наделяет. Одно из таковых — льготный проезд на общественном транспорте города Москвы (а местами и не только). Реализация осуществляется посредством специального кусочка пластика — Социальной Карты Учащегося (или Студента, в зависимости от ситуации):
У продукта есть несколько вполне официальных сайтов, причем местами информация немного разнится. Чтобы понять весь спектр предоставляемых по карте льгот пришлось достаточно сильно погуглить. Собственно, пытаясь всю информацию собрать воедино, я написал этот пост-шпаргалку.
Что это такое?
Физически СКУ (социальная карта учащегося) — это вполне стандартная пластиковая карта формата ID1 (по классификации ИКАО, формата банковской карты). Она совмещает в себе вполне обычную карточку Visa Electron, эмитированную Банком Москвы с бесконтактной proximity-картой формата Mifare.
От визы электрон на этой карте есть 16-ти значный номер, срок действия, имя и фамилия в транслитерации, магнитная полоса, поле для подписи и CVV2. То есть, банковская карта без чипа EMV. По сути, это обычная дебетовая карта с обслуживанием в Банке Москвы: СКС открывается автоматически при выпуске карты, за исключением несовершеннолетних держателей (в таком случае открыть счет и разблокировать банковское приложение могут родители, обратившись с заявлением в банк). То, что карточка не EMV, немного удручает, так как это явно промах в безопасности: технически нет ничего сложного интегрировать в карту контактный чип (вполне существуют банковские «метрокарты» с mifare и EMV), так что причина, видимо, в стоимости самого пластика, ибо далеко не все студенты пользуются СКУ как банковской картой, а интеграция еще одного чипа явно удорожит стоимость изготовления. К карте можно подключить интернет-банк (бесплатная услуга) и делать все, что можно делать с нормальной банковской картой. Работает или не работает карта в интернете — пока не проверял.
Для осуществления своей социальной составляющей у карты есть идентификационный номер. Это не тот же самый номер, который от Visa Electron: номер самой социальной карты находится на оборотной стороне, сразу под магнитной полосой. В текущий момент он 19-ти значный. Номер продублирован на штрих-коде и в бесконтактном чипе. Формат номера достаточно интересен и описан в Википедии:
Рассмотрим структуру на примере номера 964390 77 81127400148
В этом номере закодированы:
9643 — Международный код России согласно ISO 7812.
90 — Вид: социальная карта.
77 — Код региона, в котором социальный номер был присвоен (может не совпадать с кодом региона органа социальной поддержки, выдавшего карту — см. ниже).
81 — День рождения (поскольку карта принадлежит мужчине, то к числу прибавлено 50 — таким образом, из социального номера можно определить пол его владельца). Закодировано 31-е число.
12 — Месяц рождения (+20 — для рождённых в XIX веке, +40 — в XXI) — в приведённом примере это декабрь
74 — Последние 2 цифры года рождения, т. е. 1974 г., информация о веке содержится в предыдущих разрядах.
0014 — Порядковый номер регистрационной записи для данной даты.
8 — Контрольное число, вычисленное по алгоритму Луна.После номера на социальной карте указываются срок её действия в формате месяц-год, например, 08/13 и код организации и региона, выдавших социальную карту (к примеру, 0077).
Примечательно, что в алгоритме генерации номера применена защита от возникновения некоторых сочетаний цифр (видимо призванная исключить возникновение трёх шестёрок подряд), а именно: при генерации порядкового номера (разряды 8—11 основной части номера) из последовательности нумерации исключаются все сочетания вида m66n в которых m=n. Если в 3-м разряде (старший разряд дня рождения, в результате прибавления 50) возникает ц
ифра 6, она должна быть заменена на 9. Для родившихся в июне в зависимости от века числа 06, 26, 46 из 5—6 разрядов заменяются на 13, 33 или 53 соответственно.
Кстати, бесконтактный чип — самое интересное. Из открытых источников выяснилось, что внутри карточки находится RF-метка стандарта Mifare. Это достаточно защищенный стандарт и не копируется «в лоб». Чип совсем небольшой и находится с одного краю карты. Он подключен к антенне, которая проложена в несколько витков по всему периметру карты (примерно как изображено на рисунке):
RFID пассивный, то есть не имеющий источника питания: энергию он получает от приёмо-передатчика посредством ЭДС. При попадании карты в зону действия считывателя, на её антенну наводится магнитное поле, достаточное для возникновения на ней напряжения, которое позволяет питать микросхему во время всего сеанса связи. Эта же технология используется в подавляющем большинстве электронных бесконтактных меток (пропуска и т.д.), как правило в виде более простых форматов типа HID или Em-Marine, а также в достаточно скандально нашумевших биометрических паспортах. К слову: активные RF-карты уже практически не используются, только в узкоспециализированных местах (они имеют «срок годности» из за наличия встроенного источника энергии, зато у них куда больший радиус действия).
В самом простом сеансе бесконтактной связи карта может просто отдать свой номер, либо обменяться данными о подписках. Данные о подписках хранятся в «слотах», коих в карте далеко не один и действуют, как я понял примерно в рамках принципа PKI. В «слоты» можно записывать данные о приобретенных абонементах: на текущий месяц и следующий. Как я понял, чтобы записать информацию в «слот», нужно сформировать что-то типа подписанного ключём транспортной компании пакета и отправить его на карту, а программа на карте должна проверить подпись пакета по внутреннему списку сертификатов, которые жёстко предустанавливаются при изготовлении. Здесь могут быть неточности, ибо информации не густо, если здесь спецы по subj'у: welcome в комментарии.
Кроме всего этого на карту нанесена фотография держателя (в достаточно паршивом качестве, кстати), ФИО на русском языке, данные об образовательном учреждении и некоторые служебные отметки. Из курьёзного: на карте написано «карта является собственностью города москвы». Как город может быть собственником — немного не понятно, все же это не физическое и не юридическое лицо… Визуальная персонализация выполнена достаточно интересным способом: не эмбоссинг, не идент-печать, не сублимационный принтер поверх ламината. Такое ощущение, что печать нанесена на пластик до процесса ламинирования Причем, на лицевой стороне печать и черным, и белым цветом, на оборотной: полноцветная. Таким же образом наносится и подпись держателя, и фотография, и CVV2-код. Подпись сканируется с анкеты и частично передана не так как на анкете (тонкие линии элементов подписи просто не нанесены). CVV2-код имитирует шрифт настоящего CVV2/CVC2 (с наклоном влево). Цветная фотография с достаточно неплохим разрешением, но с жуткой цветопередачей: то ли это техника постаралась, то ли на мне краска кончилась:
Какие бывают виды и как получить
Вообще, на текущий момент в Москве социальных карт пять видов, все они перечислены на офсайте: soccard.ru. Нас интересуют две: социальная карта учащегося и социальная карта студента. У них немного отличается дизайн, но в целом свойства у них практически идентичные. Карта учащегося выдается всем, кто получает среднее образование, в том числе и средне-специальное (школы, вечерние школы, лицеи, техникумы, колледжи и т.д.), а карта студента — тем, кто получает высшее. Но карта выдается только очникам (студентам — дневным, а средним — любым). Кстати, формально держателю карты студента надо иметь при себе студенческий билет, при отсутствии такового карта может быть изъята. Для карт учащегося такого требования нет, что является несомненным плюсом. Если карту обнаружат у человека, кому она не принадлежит, то карта изымается и настоящему держателю вменяются санкции в виде изъятия возможности пользоваться картой в течении полугода. Для того, чтобы ее получить, надо обратиться в кассу московского метро, отмеченную специальным символом. Сначала в кассе берется анкета и полностью заполняется учащимся в соответствии с инструкцией на обороте. После этого она передаётся ответственному человеку в отделе кадров учебного учреждения (или в аналогичный отдел), где она заверяется. После этого на анкету наклеивается фотография и она сдается в кассу метро. Получить готовую карту можно через десять рабочих дней со дня сдачи анкеты.
Получили карту? Ок! Начинаем пользоваться
Первое и самое очевидное — льготный проезд в Московском Метрополитене. На карточку можно записать льготный абонемент сроком действия в календарный месяц. То есть с первого по последнее число месяца. Можно записать как текущий месяц, так и следующий. Можно записать и текущий и следующий вместе. По текущим расценкам один месяц безлимитного проезда стоит 321 рубль, что более чем гуманно. Карточка не лимитирована по числу поездок, единственное ограничение: повторный проход через турникет может быть совершён только по истечении тайм-аута (порядка восьми минут). Загрузить абонемент на карту можно в любой кассе метрополитена, а также в терминалах самообслуживания (если найдете рабочий, хе-хе).
Следом идет льготный проезд в наземном транспорте МосГорТранса: в автобусах, троллейбусах, трамваях и маршрутках. Схема примерно аналогична Метрополитеновской, только стоимость месячного абонемента составляет 215 рублей, а тайм-аут на повторный проход — четыре минуты. Загрузить абонемент можно в киосках МосГорТранса, которые оборудованы терминалом (как правило, такие есть у станций метро и на крупных транспортных узлах). На сайте МосГорТранса есть полный список таких киосков. Карточку можно пополнить в терминалах Элекснет, а вот Киви отказывается. Причем у Элекснета эта карта может быть привязана к «записной книжке». Если при пополнении через Элекснет по какой-либо причине окажется, что сумма в терминал внесена меньше, чем стоимость пополнения, внесенные средства будут автоматически учтены при следующей операции. Кстати, в киоске к карте выдаётся не просто чек, а пустой бланк билета, который служит квитанцией (но как билет не работает):
Кстати: замечено, что на квитанциях МосМетро и Мосгортранса фигурируют номера карты, которые не нанесены на карту, причем они различаются. Наверное, это внутренние номера «слотов».
Далее Электрички московского узла: то есть все электрички по Москве и Области. Здесь схема работы немного иная. Стоимость проезда для школьников и студентов составляет половину стоимости проезда без льгот. То есть проезд в пределах москвы на электричке будет стоить не 26 рублей, а 13. Чтобы приобрести льготный билет, нужно передать кассиру на вокзале или станции деньги и карту. Он считает с карты номер и данные о льготе и выдаст льготный билет. Через турникет надо проходить по бумажному билету, а не по карте. На бумажном билете отмечены данные о льготе и указан номер карты, к которой он выпущен и без неё не действителен:
Комментаторы сообщают, что в некоторых кассах проездной билет записывается сразу на социальную карту и через турникет можно пройти не по билету, а по карте. При этом квитанция опять же выдаётся в виде билета, но без штрих-кода. Собственно, по аналогии с обычными транспортными картами для «сезонок».
Для москвичей или тех, у кого московский полис ОМС, на карту можно записать номер полиса и использовать ее вместо него. Это делается при персонализации карты и номер полиса указывается в анкете. С подмосковными полисами карта не совместима.
Далее идут скидки на товары и услуги. То есть карточка может служить дисконтной. К сожалению, большинство скидок только для «полноценной» социальной карты (для пенсионеров и инвалидов), но есть интересные скидки и для карт учащегося, правда их очень мало.
Еще есть проекты микроплатежей в школах: оплата услуг столовой. Я так понял, что это пока в виде бета-теста. Сначала пытались авторизовывать карту как банковскую, но от этой идеи отказались, ибо медленно и глючно. Решили использовать для этого бесконтактный чип. Инсталляторы божатся, что детишки теперь не смогут завести родителей в долг. Еще есть проекты использования карты как библиотечной и как пропуска в учебное учреждение.
Вроде это все «фичи» карточки. К сожалению, карта не является удостоверением личности: на карте нет как минимум даты рождения и места жительства (правда дата рождения закодирована в номере). Аналогичная карта есть и для Подмосковья, но про неё ещё меньше информации. Да: московская карта учащегося выдаётся и жителям Подмосковья, лишь бы учебное учреждение было в Москве.
Я считаю, что идею «социальных карт» нужно расширять и вывести за рамки сферы льготников. К примеру, поступить как в Праге: каждому жителю раздать карту горожанина, которая будет универсальным билетом на транспорт (с учетом всех скидок), абонементом на услуги (библиотека, парковка, микроплатежи), ID и ключём к ресурсам в интернете. В связи с этим надеюсь, что слухи об электронной ID-карте россиянина не окажутся фэйком (или фэйлом).